ИП Астапович А. А.
+375 (29) 172-41-72+375 (17) 252-77-64
Желания
Основные направления
Контакты
ИП Астапович А. А.
Контактное лицо:
Александра
E-mail:
Адрес:
220137, Беларусь, Минск, ул. Томская, д. 65, корп. 2 на карте
Информация для покупателя:
Юридическое название продавца и адрес: ИП Астапович Александра Анатольевна, Беларусь, Минск, ул. Томская, д. 65, корп. 2, кв. 34
График работы: Пн-Пт 8:00 - 19:00 без перерывов;
Сб, Вс выходные
  • Слайд
Изменения в земельном законодательстве: Указ № 667

Изменения в земельном законодательстве: Указ № 667

Комментарий к Указу № 667: изменения 2014 года

 Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) является базовым, основополагающим нормативным правовым актом в массиве нормативных правовых актов, регулирующих порядок изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, в том числе для целей строительства объектов недвижимости.

С момента принятия Указа № 667 в него неоднократно вносились изменения. Только в текущем году данный нормативный правовой акт претерпел шесть редакций. Последние изменения в него были внесены Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2014 № 387 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 667», отдельные положения которого уже вступили в силу, другие вступят в силу с 01.01.2015. Отметим, что часть изменений, внесенных в Указ № 667, связана с принятием нормативных правовых актов, регулирующих смежные правоотношения, другая часть непосредственно связана с желанием законодателя отрегулировать определенную категорию сложившихся либо складывающихся отношений субъектов земельных правоотношений.

Проведем краткий обзор тех изменений, которые в течение 2014 года были внесены в комментируемый нормативный правовой акт.

Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 59 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» были внесены изменения в п. 7 Указа № 667, определяющий направления использования средств, полученных от проведения аукционов (платы за право заключения договоров аренды земельных участков и платы за земельные участки). В ранее действующей редакции данного пункта перечень направлений использования полученных от проведения аукционов средств был закрытым и включал в себя строительство объектов инфраструктуры, разработку градостроительной документации, финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков, проведение аукционов аренды и аукционов продажи, на выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, выкуп капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственную регистрацию прекращения прав на земельные участки, ограничений (обременений) прав на земельные участки и прекращения существования земельных участков. В новой редакции законодатель предусмотрел также возможность использования от проведения аукционов средств на благоустройство территорий, а также иные цели определяемые Президентом Республики Беларусь. Полагаем, что изменения, внесенные в комментируемую норму, являются противоречивыми по своему характеру и могут привести к вымыванию средств из местных бюджетов.

Более значительные по сути и по объему изменения Указ № 667 претерпел в связи с принятием и вступлением в силу 01.04.2014 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

В текст новой редакции Указа № 667 введен запрет на изменение границ земельных участков, предоставленных по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, предусматривающее увеличение площади таких земельных участков. Исключение составляет случай, когда речь идет о реконструкции существующих объектов и при этом требуется изменение целевого назначения земельного участка и (или) его размера с соблюдением установленных законодательством предельных размеров земельных участков.

Изменения коснулись и п. 11 Указа № 667. Часть первая данного пункта устанавливает запрет на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков, передача в аренду таких земельных участков, а также передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для указанной цели в аренду, до получения их собственниками (арендаторами) документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения). Исключениями из данного правила до внесения изменений было:

  • отчуждение земельных участков местным исполнительным и распорядительным органам;

  • отчуждение земельных участков (передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков) с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

  • приобретение земельных участков в частную собственность на аукционе.

После внесения изменений сделки с приобретенными на аукционе земельными участками, на которых отсутствуют завершенные или незавершенные строительством объекты, стали невозможны.

Ужесточился также и запрет, содержащийся в части четвертой вышеуказанного пункта. После внесения изменений кроме запрета на раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, связанных с разделом этих домов), законодатель установил также запрет на раздел земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.

Новеллой в новой редакции Указа № 667 стало дополнение его текста п. 12-1. Введенная в текст Указа № 667 новая норма регулирует порядок принятия исполкомом решения о предстоящем изъятии земельного участка в случае, когда земельный участок имеет обременения в виде находящихся на нем объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, производственных и иные капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе не завершенных строительством, подлежащих сносу. Отметим, что до настоящего времени законодателем был урегулирован лишь порядок реализации имущественных прав собственников (граждан или организаций) подлежащих сносу жилых домов, квартир в блокированных или многоквартирных жилых домах, строений, сооружений и насаждений при них. Нормативное закрепление порядка принятия исполкомом решения о предстоящем изъятии земельного участка обусловлено необходимостью реализовать права лиц, которым на праве собственности, ином вещном праве принадлежат подлежащие сносу объекты недвижимости.

В соответствии с частью девятой п. 12-1 Указа № 667 срок между принятием местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка и решения об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть более двух лет. По истечении указанного срока решение о предстоящем изъятии земельного участка считается утратившим силу.

В мае-июне 2014 года в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников» и Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» последовали еще две новых редакции Указа № 667. После принятия данных нормативных правовых актов стало возможным изъятие и предоставление заинтересованным лицам земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) и о переводе таких земель в другие категории без предварительного с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков.

Достаточно существенные изменения в Указ № 667 были внесены Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2014 № 387 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667». Отметим, что одна часть положений Указа № 387 вступила в силу после его официального опубликования, другая часть вступит в силу с 01.01.2015.

Уже вступившие в силу изменения коснулись вопросов строительства объектов придорожного сервиса. Ранее земельные участки для этих целей предоставлялись заинтересованному лицу по заявительному принципу независимо от места нахождения земельного участка. На сегодняшний день в пригородной зоне г. Минска и областных центров земельные участки для вышеуказанных целей предоставляются только по результатам аукциона.

Несколько откорректирована и норма, закрепляющая право инвестора (организации, созданной инвестором) получить без аукциона земельный участок для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным проектом. В новой редакции она дополнена словами «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». С нашей точки зрения, право инвестора на получение земельного участка без аукциона для целей, указанных в заключенном с Республикой Беларусь инвестиционном договоре, должно быть безусловным.

Теперь пройдемся по тем изменениям, которые вступят в силу с 01.01.2015.

Ранее земельные участки садоводческим товариществам и гражданам для коллективного садоводства предоставлялись без аукциона независимо от их местонахождения. С 2015 года земельные участки, находящиеся в пригородной зоне г. Минска, для вышеуказанных целей. будут предоставляться лишь по результатам аукциона.

Вместе с тем, дополнен перечень случаев, когда земельные участки заинтересованным в их получении лицам предоставляются без проведения аукциона. Речь идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих сбор, сортировку и подготовку к обезвреживанию и использованию вторичных материальных ресурсов – для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов.

Изменения коснулись и вопросов внесения платы за заключение договоров аренды земельных участков. В случае нарушения нормативных сроков строительства объекта лицо, которому земельный участков был предоставлен без платы за право заключения договора аренды, обязано внести такую плату за весь период пользования земельным участком.

П. 11 Указа № 667 дополнен двумя новыми частями. И в обоих случаях это новые запреты. Первый – на отчуждение в течение пяти лет земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства, а также расположенных на них капитальных строений. При этом пятилетний срок начинает течь с момента регистрации прав на земельные участки. Запрет распространяется на земельные участки и капительные строения, находящиеся в пригородных зонах г. Минска и областных центров. Второй – на создание новых садоводческих товариществ. Территориальный признак тот же, что и в первом случае. Свободные земельные участки для коллективного садоводства и дачного строительства, находящиеся на территории пригородной зоны г. Минска, отныне предоставляются только по результатам аукциона.

В целом, по результатам проведенного анализа можно проследить следующие тенденции нормотворческого процесса в сфере земельных правоотношений: сокращение перечня случаев, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона. Прежде всего речь идет о пригородной зоне г. Минска и областных центров. Кроме того, на законодательном уровне устанавливаются ограничения прав собственников, арендаторов земельных участков в отношении земельных участков, приобретенных на аукционах, а также предоставленных для коллективного садоводства – в течение пяти лет с момента регистрации прав на них. Введена новая форма ответственности за нарушение нормативных сроков строительства объектов. В случае, когда земельный участок для строительства был предоставлен без внесения платы за право заключения договора аренды, а строительство объекта окончено с нарушением нормативного срока, такая плата взимается за весь срок пользования земельным участком.

Комментарии
Пока нет комментариев
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх